Видова Ольга Ивановна доктор филологических наук

Опыт работы: проректор Восточно-Казахстанского государственного университета, начальник Департамента образования Восточно-Казахстанской области, писатель.

 

На открытии Русского центра Фонда "Русский мир": исполнительный директор Фонда "Русский мир" - В.А.НИКОНОВ; О.И.ВИДОВА, заместитель Акима ВКО -А.Е.ТАЖЕНОВ.

Книги  и  статьи  О . И .  Видовой

Политические портретыгосударственных деятелей с переводами на иностранные языки

Книги изданы : в Казахстане (Алматы, Бiлiм, 1998г.), Китае (Пекин ,Синьхуа 2002г.)  и России (Москва, Дрофа 2003г. , Феникс 2004г.)

Книги  о  президенте Казахстана переведены на казахский, английский  и  китайский языки

НУРСУЛТАН  НАЗАРБАЕВ

ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА  И  ПОЛИТИКА

Ольга Видова

В предлагаемой книге автор - доктор филологических наук  рассматривает эволюцию становления личности первого Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, а также предпринимает попытку показать его роль не только в нынешней политике Казахстана, но  и  в контексте политических связей республики с другими странами мира.

Становление личности

Восхождение на политический олимп

Нурсултан Назарбаев  и  Динмухамед Кунаев

На вершине политического Олимпа

Нурсултан Назарбаев в 1991 году

Распад СССР

Первый Президент суверенного Казахстана

Президент - парламент

Нурсултан Назарбаев – инициатор интеграционных процессов в постсоветском пространстве. Евразийское экономическое сообщество

Итоги  и  перспективы развития Казахстана

Феномен Назарбаева

Читать полный текст книги...

PANORAMA_№01 09 января 2004

ПРЕЗИДЕНТ.

Автор книги  о  Президенте попыталась обозначить его след в истории.

Вчера в Национальном пресс-клубе Астаны состоялась пресс-конференция, посвященная выходу в свет книги "След в истории. Нурсултан Назарбаев". Ее автор, доктор филологических наук, профессор Ольга ВИДОВА отразила политическое кредо данного издания словами  о  главе РК как  о  самом прогрессивном политике Казахстана,  о  чем она пишет "вполне сознательно".

Для автора, "как  и  для сотен тысяч, миллионов людей", Нурсултан Назарбаев является символом определенной политической силы.  И  эта сила представляется г-же  Видовой  "наиболее позитивной по сравнению с другими, которые также существуют в стране".

В книге автор предпринимает попытку показать роль Нурсултана Назарбаева в контексте политических связей РК с другими странами мира. При этом один из сделанных выводов заключается в том, что "феномен" Казахстана,  о котором заговорили в мире, есть заслуга первого Президента страны, его "след в истории".

Книга состоит из 14 глав, в которых повествуется  о  становлении личности Нурсултана Назарбаева, его восхождении на политический олимп, а также довольно подробно  о  деятельности на посту главы независимого Казахстана.

Кроме того, автор вкратце описала основные направления работы всех кабинетов министров за 12 прошедших лет, включая нынешний.

Вскоре выйдет в свет издание данной книги на казахском языке.

А. Д. из Астаны.

21 февраля 2012 года в Московском пресс-клубе состоялась презентация книги доктора филологических наук Ольги Ивановной  Видовой  "Владимир Путин. Времена не выбирают". Издательство "Парад".

13 марта 2012 года в Московском пресс-клубе состоялось обсуждение книги доктора филологических наук Ольги Ивановной  Видовой  "Владимир Путин. Времена не выбирают".


Дом Книги на Арбате.

 

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Общепризнанная математическая теория утверждает, что в сверхсложных системах (а современная Россия, несомненно, к ним относится) нет второстепенных факторов. То, что еще вчера представлялось обстоятельством совершенно незначащим, вдруг выходит на первый план и  начинает определять течение жизни. Это утверждение полностью относится и к деятельности отдельных личностей. Если бы вы, гуляя году так в 1991 по коридору воздвигнутого Трезини здания Двенадцати коллегий (главное здание Санкт-Петербургского университета), сказали бы своему собеседнику, кивнув на проходящего мимо сорокалетнего сотрудника международного отдела университета, «А вот и будущий президент России идет!», то заботливые коллеги могли отправить вас, как говорят в Питере, «на Пряжку» - подлечить голову. Но всего через девять лет после этого вас бы объявили наследником и новым воплощением Ванги!

Предлагаемая вашему вниманию книга - плод более чем десятилетних трудов и изысканий автора. В ней нет (или почти нет) сенсаций. Зато есть необходимая сегодня систематизация фактов и мнений, осмысленный взвешенный взгляд на личность выдающегося современника. Владимир Путин не может пожаловаться на отсутствие внимания к своей персоне. Книг и статей достаточно. Однако большинство из них, если можно так выразиться, идейно поляризованы. Или елей пополам с медом и ладаном, или русская горчица, обильно сдобренная чилийским перцем.

Возможно, автору удалось избежать этих российских крайностей, потому что он наблюдал нашу громокипящую жизнь из ближнезарубежного далека, в котором после распада Союза оказалось почти тридцать миллионов русских. В том числе и Ольга Видова, известный специалист по пушкинской эпохе и не менее известный публицист, автор книг  о  крупных политических деятелях современности. Читая рукопись, я иногда вспоминал старика Болконского, который, безвылазно пребывая в своем поместье, разбирался в европейской политике куда лучше, чем весь придворный политический кордебалет.

Автор поставил себе задачу обнаружить и явить читателю линию многолетнего поведения крупного политика в реальных, неизбежно меняющихся под воздействием мощных внешних и внутренних причин обстоятельствах. Именно поэтому вы не найдете в книге рассуждений о том, каких бандерлогов герой повествования просил подойти поближе и где похоронен осел, уши которого он кому-то обещал. Пена дней, пропагандистская теледурь и шелуха газетных мнений автора почти не интересуют. Не упомянуты в книге и многие крупные сюжеты и события, в которых Владимир Путин принимал участие. Например, превращение России в крупнейшего экспортера зерновых или завершение тридцатилетнего долгостроя защитных сооружений для северной столицы, овладение мировым рынком урана или пуски российских ракет с космодрома Куру. Это можно счесть недостатком труда, но можно считать и достоинством, поскольку автор не склонен приписывать своему герою свершений, достигнутых миллионами людей на конкретных рабочих местах.

После рождения (издания) книга начинает жить своей жизнью, часто удивляя и автора, и издателя поворотами своей книжной судьбы. В этом зеркале отражается судьба создателя, его авторское счастье или творческая неудача. Поэтому, представляя этот труд на суд читателя, будем терпеливо ждать ваших оценок и примем их с пониманием.

Александр Дегтярев, доктор исторических наук

Читать полный текст "Владимир Путин.Времена не выберают."...

Книги о русской культуре

Видова О.И. награждена золотой медалью Ф.Тютчева, серебряной медалью А.Блока, бронзовой медалью А.Пушкина от Академии Российской словесности, фондов "Классика" и "Наше Наследие" Российской Федерации.

Книги, посвященные А.С. Пушкину, изданы в Москве в 2004 году.

Читать полный текст книги "Души неясный идеал"

 

С Н.Н. Скатовым чл-корр. РАН, директором ИРЛИ (Пушкинский Дом) и

главным редактором журнала “Наше наследие ” В.П. Енишерловым

С Народным артистом СССР В. Зельдиным на вручении награды Российской Академии Словесности. 2009.

Вручение Пушкинской медали вице-президентом академии Российской словесности
Заслуженным деятелем науки профессором О.И. Карпухиным

Книга вышла в  московском издательстве "Парад" в 2010 году.


 

Считалось, что в России не было Возрождения как самостоятельной и це­лостной в своей завершенности культурной эпохи со своим особым мировидением, отличным от средневекового.
Тем не менее, на наш взгляд, вполне правомерно рассматривать проблемы возникновения и развития идей Ренессанса в древнерусской культуре, о че м убедительно писал в свое время Д.С. Лихачев.
Цель нашего исследования — показать то особое место, которое занимали традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России в первой трети XIX века на примере творчества В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Д.В. Давыдова и А.С. Пушкина. При этом мы подчеркиваем титанизм поэтической личности Пушкина, имея в виду гуманистическую направленность его творчества и ставя его в один ряд с колоссами эпохи Ренессанса.
Состояние культуры в обществе есть всегда показатель его развития в политической, социально-экономической и иных сферах. Расцвет искусств, например, знаменует собой, как правило, подъем государственности, упадок же сопровождается социальным утомлением, декадансом. Хотя были в истории примеры, казалось бы, обратного свойства. Достаточно вспомнить поразивший мир всплеск интеллекта и духовности в конце XVIII и начале XIX веков в раздробленной на множество карликовых и маломощных государств Германии. Провинциальный Веймар становится вдруг центром духовной жизни Европы, что вполне, впрочем, объяснимо — там в то время жил Гете... А может быть, происходивший тогда процесс накапливания национальных сил впоследствии и явил миру феномен сильной Германии, поскольку своему экономическому и социально-политическому возрождению она во многом была обязана знаменитыми на весь мир университетами и художественными школами.
Намного раньше, на рубеже XII—XIV веков похожие культурно-исторические процессы происходили в Италии. Это привело к рождению гуманизма, который впоследствии стал, по мнению немецкого историка культуры К. Бурдаха, самостоятельной силой формирования Европы.

Пo мнению А.Ф. Лосева, «Европейская эстетика после Ренессанса еще в течение трехсот лет будет развивать и культивировать отдельные и пока еще плохо расчлененные принципы эстетики Ренессанса».
Россия также не осталась в стороне от этих тенденций национально- культурного развития, хотя время ренессансного обновления пришло сюда значительно позже и протекало иначе, чем в Западной Европе.
Общеизвестно, что в России якобы отсутствовала культурная эпоха с ее гуманистическим представлением о человеке, основывающимся на новом типе мировоззрения, на антропоцентристской картине мира.
Впрочем, если вспомнить явления проторенессанса в Италии (фрески Мазаччо, Джотто), они также развивались, как и в России, в рамках религи­озного сознания. Это не противоречит в целом представлению о Ренессансе как о господстве, по словам К. Бурдаха, «духовного идеала над формулами застывших догм. И происходило это не в противоречии с христианской религией, а из полноты силы религиозного подъема».
Более того, голландский историк и философ культуры И. Хейзинга вообще отрицает сколько-нибудь принципиальное отличие Возрождения от Средних веков, усматривая в первом завершающую — «осеннюю» — фазу последнего. По мнению Хейзинги, никакого Ренессанса не было, а было только постепенное угасание средневекового мира при переходе к Новому времени. В своей знаменитой книге «Осень Средневековья» он предпринимает попытку увидеть средневековую культуру в ее последней фазе как дерево, плоды которого полностью завершили свое развитие, налились соком и уже перезрели.
Спорная точка зрения, далеко не всеми разделяемая, но очень полезная для понимания русского предвозрождения.
В самом деле, в России значительно дольше, чем в Западной Европе, и очень постепенно шло угасание «средневекового мира». Но и здесь фермент культуры стал мощной цивилизационной «закваской» в исторических процессах. Эту особенность подметил еще В.О. Ключевский. Говоря о культурном значении наследия преподобного Сергия Радонежского, он подчеркнул, что нравственное влияние таких, как Сергий, «украдкой западая в массы, вызывало брожение, незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственной строй души». Экономическому и политическому возрождению народа всегда должно предшествовать духовное, нравственное — таков вывод историка.
Кроме того, надо учитывать и то, что после христианизации Руси ее культура формировалась под воздействием не только византийских, но и «туранских» влияний, в том числе в рамках сложных процессов взаимоотношений Орды и русских княжеств. Несомненно, велика была роль и западноевропейских влияний на культурные процессы средневековой Руси. Между тем именно столь сложный и разнородный характер культурных скрещений обусловил самобытность, уникальность и мощь русской культуры до такой степени, что в мировой науке — от Тойнби до С. Хантингтона — все увереннее говорят о русской (или славяно-православной) цивилизации как одной из восьми самых значительных мировых цивилизаций — в частности, наряду с западной (евро-американской) и исламской.

 

 

О.И. Видова с главным редактором журнала “Наше наследие ” В.П. Енишерловым.